Метод Рыдающего дыхания своим появлением обязан российскому исследователю Юрию Георгиевичу Вилунасу (1938 года рождения), кандидату исторических наук, академику Международной академии «Информация, связь, управление в технике, природе, обществе». В возрасте 40 лет, имея целый букет тяжелых заболеваний: ишемическая болезнь сердца, гипертония, кардиосклероз, сахарный диабет, и находясь почти на границе отчаянья, он открыл метод Рыдающего дыхания, который позволил ему излечиться от всех болезней без лекарств, в том числе и от сахарного диабета, признаваемого официальной медициной неизлечимым.
Уже тысячи людей, используя открытие Юрия Георгиевича, победили следующие болезни: гипертонию, сахарный диабет, пародонтоз, кардиосклероз, бронхиальную астму, импотенцию, хронический ринит, грипп, тяжелое течение климакса, ожирение, язву желудка, холецистит, панкреатит. От «неизлечимого» сахарного диабета больные с помощью метода рыдающего дыхания излечиваются за 2-3 месяца.
Вот как описывает сам Юрий Вилунас момент озарения, когда он обнаружил первый и наиболее важный (с его точки зрения) механизм естественной регуляции – рыдающее дыхание.
«В тот знаменательный для меня день – 18 марта (1978 года) я проснулся с твердым намерением сделать свой обычный комплекс физических упражнений. […].
Однако я так и не смог выполнить первое упражнение. С большим трудом я поднял руки – казалось, они «налились свинцом», – с огромным трудом согнул их в локтях, а поднять вверх уже не было сил. Все это поразило меня настолько, что я в полном изнеможении опустился на стоящий рядом стул и почти зарыдал, хотя слез не было. Как каждый человек при плаче я стал дышать ртом: выдохи стали продолжительными и после небольшой паузы – короткий всхлип-вздох, затем, без паузы, снова выдох, пауза, всхлип и т. д. Такое дыхание продолжалось минуты две-три, после чего прекратилось, но я сразу почувствовал себя бодрее, как будто во все мышцы поступила живительная энергия.
Мгновенно связав это улучшение с каким-то новым, неизвестным мне до сих пор дыханием, я приступил к выполнению следующего упражнения с одной единственной целью: постараться снова вызвать это волшебное оздоровительное дыхание. […].
Когда весь комплекс утренней зарядки в сочетании с рыдающим дыханием был завершен, во всем организме произошли удивительные изменения: слабости как и ни бывало, появились бодрость, хорошее настроение и такая энергия, что захотелось бежать. И, несмотря на предупреждения врачей, я рискнул – вышел на улицу и побежал».
С этого момента Юрий Вилунас всерьез занялся разработкой целостного учения, которое он назвал естественной медициной. Четыре с половиной года ушли на создание методики «рыдающего дыхания», еще через три года была разработана методика импульсного самомассажа, а еще спустя пять лет автор сумел избавиться от бессонницы, восстановив полноценный ночной отдых.
На основании полученных результатов и своего опыта в течение этого времени он пришел к выводу, что только знание всех природных естественных механизмов саморегуляции и закономерностей их функционирования может поставить проблемы здоровья, молодости и долголетия на подлинно научную основу.
Люди издавна замечали, что слезы и рыдания приносят облегчение. «Поплачь, – говорят в народе, – слезы горе смоют». Обычно чувство облегчения связывают именно со слезами, что породило значительное количество гипотез о том, что деятельность слезных желез нормализует эмоциональный фон, и о содержащихся в слезах биологически активных веществах. На основании собственного опыта Ю. Вилунас пришел к заключению, что облегчение приносят не сами слезы, а тот своеобразный тип дыхания, который сопровождает плач. Такое дыхание появляется у всех людей во время плача и характеризуется следующим своеобразным дыхательным ритмом: короткий всхлип-вздох, затем продолжительный выдох, после которого следует короткая пауза в 1–2 секунды, а затем снова короткий всхлип, длительный выдох, пауза и т. д. Главное в рыдании – не слезы, а дыхание ртом: ротовой короткий поверхностный вдох-всхлип и продолжительный выдох, следующий практически без паузы (промежуток времени, необходимый для «переключения» мышц со вдоха на выдох, паузой не считается) и по продолжительности не менее чем вдвое превышающий вдох, а затем короткая (в 1–2 с) пауза перед следующим вдохом. И так далее…
На основании собственного опыта Ю. Вилунас пришел к заключению, что облегчение приносят не сами слезы, а тот своеобразный тип дыхания, который сопровождает плач. В этом и состоит главный принцип «рыдающего дыхания».
Кроме того, Ю. Вилунас считает, что «рыдающее дыхание» является более естественным, чем любая другая дыхательная гимнастика, – ведь любая методика применяется не постоянно, а время от времени, в считанные минуты в какое-то время дня. И только «рыдающее дыхание» в течение дня может использоваться неограниченное количество времени – при возникновении такой необходимости, когда вам подскажет ваше самочувствие.
«Рыдающее дыхание» может быть сильным, умеренным и слабым. Освоение этого упражнения и его использование в повседневной практике автор методики рекомендует всегда начинать с сильного «рыдающего дыхания».
Сильное «рыдающее дыхание»
Вдох: короткий, в течение 0,5 с, со «всхлипыванием».
Выдох: следует сразу за окончанием вдоха без паузы, продолжительный, с «пропеванием» одного из трех звуков– «х-о-о-о», «ф-у-у-у» или «ф-ф-ф-ф».
По окончании выдоха следует пауза в 1–2 с и снова все повторяется – вдох, выдох, пауза и т. д.
Возможные ошибки при освоении «рыдающего дыхания» могут касаться вдоха, выдоха, «пропевания» звуков и паузы. Рассмотрим их поочередно.
Возможные ошибки вдоха. Техника вдоха: открыв рот, делаем легкий вдох на звук «ха», со всхлипыванием. Автор методики уточняет: «при этом должно быть четкое ощущение, что воздух остался во рту, а не пошел в горло и легкие».
При тренировке навыка «рыдающего дыхания» рекомендуется делать вдох в два приема:
• открыть рот,
• коротко произнести на вдохе звук «ха».
Наиболее частые ошибки:
1. Слишком глубокий вдох — в этом случае дополнительная «порция» кислорода еще больше нарушает правильное соотношение в крови углекислого газа и кислорода, – таким образом, еще меньше кислорода попадает в органы и мышцы. Вот почему никогда не следует начинать с глубокого вдоха;
2. «Подсасывание» воздуха при вдохе – после вдоха-всхлипывания следует беззвучный дополнительный вдох: в результате получается глубокий вдох, которого следует избегать;
3. Вдох при открытии рта (до вдоха-всхлипывания) – снова «в сумме» происходит ненужный глубокий вдох;
4. Неправильная техника вдоха — звук «ха» на вдохе надо произносить спокойно, без всхлипа. Если же, всхлипнув на вдохе, слишком тянуть звук «а», то вдох получится глубоким.
Возможные ошибки выдоха. Отсутствие паузы перед выдохом не означает, что выдох производится моментально после вдоха: необходимо какое-то время для смены направления движения дыхательной мускулатуры после вдоха – на выдох.
Выдох всегда должен быть плавным, непрерывным и продолжительным. Воздух выходит сам, легко и свободно, без всякого усилия. Выдох естественно продолжается до его полного прекращения.
Наиболее частые ошибки:
1. Насильственное прерывание выдоха – до его естественного завершения;
2. Резкий и сильный выдох – не надо выдыхать весь воздух из легких: выдох должен продолжаться до тех пор, пока он приятен. Продолжительность выдоха может быть до 10 с, оптимальная продолжительность – 2–3 с.
Возможные ошибки «пропевания» звуков. Выдох делается на любой из трех звуков: «х-о-о-о», «ф-у-у-у», «ф-ф-ф-ф». Причем звук «ф-ф-ф-ф» оказывает самое сильное воздействие на организм. По данным Ю. Вилунаса, при дыхании с применением данного звука артериальное давление за 4–5 мин может уменьшиться с 200 до 140–120 мм ртутного столба. Именно из-за сильного воздействия звук «ф-ф-ф-ф» не рекомендуется для людей, имеющих склеротические изменения в сосудах головного мозга: у них через 2–3 мин дыхания с таким выдохом может закружиться голова, появиться головная боль. В этом случае в первые 1–2 месяца тренировок следует ограничиться умеренным звуком «ф-у-у-у» и слабым звуком «х-о-о-о».
При звуке «ф-ф-ф-ф» между губами остается маленькая щелка, сквозь которую свободно продувается воздух. Правильный звук получается либо при положении губ в полоску, либо при положении губ «в трубочку».
Положение губ при произнесении звука «ф-ф-ф»
Положение губ при произнесении звука «ф-у-у-у»
Положение губ при произнесении звука «х-о-о-о»
Возможные ошибки:
1. Произнесение только звука «у-у-у» с потерей буквы «ф».
2. Выдох при звуке «ф-у-у-у» делается не губами, а горлом.
3. Продувание губами звука «ф-у-у-у». Дуть не надо: ощущение при выдохе должно быть таким, будто вы не выдуваете, а все время выпускаете теплый воздух.
Возможные ошибки паузы. После выдоха следует естественная пауза длительностью 1–2 с. В это время дыхание затаивается: не дышите ни носом, ни ртом. «Просчитать» паузу очень легко: «один бегемот» (1-я секунда), «два бегемота» (2-я секунда) и т. д. Смотреть на часы в этот момент не рекомендуется.
Тренировка «рыдающего дыхания» без паузы является ошибкой.
Умеренное «рыдающее дыхание»
Умеренное «рыдающее дыхание» имеет следующий ритмический рисунок:
• продолжительность вдоха – 1 секунда без всхлипывания, воздух свободно проходит в легкие (спокойный вдох ртом);
• выдох — на уже знакомые вам три звука («х-о-о-о», «ф-у-у-у», «ф-ф-ф-ф»), продолжительность выдоха как при сильном «рыдающем дыхании», и та же пауза после выдоха.
Переходить к умеренному «рыдающему дыханию» рекомендуется в следующих случаях:
• полностью закончилось сильное «рыдающее дыхание» (т. е. выдох на любой звук сократился до 0,5 с);
• сильное «рыдающее дыхание» продолжается, но появились неприятные ощущения при всхлипывании.
Умеренное «рыдающее дыхание» используется во всех положениях: лежа, сидя, стоя и при ходьбе.
Слабое «рыдающее дыхание»
Слабое «рыдающее дыхание» имеет следующий ритмический рисунок: вдох – 1 с, выдох – 1 с (или немного дольше), пауза– 1–2 с. При выдохе произносится звук «х-о-о-о». Вдох довольно слабый, без всхлипывания, воздух свободно проходит в легкие. Используется только в одном положении – сидя.
Ю. Вилунас отмечает, что «до тех пор, пока организм нуждается в оздоровлении, центральная нервная система будет «включать» в основном сильное и умеренное рыдающее дыхание, чтобы обеспечить необходимое питание всем органам и мышцам».
Первый день. Задача – освоение навыков «рыдающего дыхания». На этом этапе не надо дышать долго, достаточно 5–6 вдохов-выдохов.
Садимся за стол, перед собой ставим зеркало. Задача-минимум: запомнить положение губ при вдохе-имитации, а также при выдохе на все 3 звука. Запоминать надо не саму форму, а то ощущение, которое возникает, когда губы принимают необходимое положение. Сначала осваиваем выдохи на звук «х-о-о-о» – 5–6 дыхательных циклов.
Примерно через час повторяем дыхание со звуком «ф-у-у-у». Еще через час – на звук «ф-ф-ф-ф».
Повторяйте все три упражнения в течение дня – этого вполне достаточно для освоения методики дыхания на все три звука.
Второй день. Задача – использование навыков «рыдающего дыхания» в соответствии с потребностями организма.
Утром проверяем потребность организма в «рыдающем дыхании»: делаем в течение 1 с короткий вдох на звук «ха», а затем продолжительный выдох на любой звук. Если выдох длится 2–3 с, значит, у организма есть потребность в «рыдающем дыхании», и вы начинаете «дышать».
Ю. Вилунас рекомендует «дышать на любой звук, который вам приятен. Например, вы начали дышать на звук «х-о-о-о». Используйте этот звук на протяжении всего сеанса рыдающего дыхания, независимо от характера вдоха. Всегда начинайте с сильного рыдающего дыхания со вдохом-имитацией. Но как только продолжительность выдоха сократилась, переходите на поверхностный вдох. После прекращения сильного рыдающего дыхания с поверхностным вдохом переходите на умеренное рыдающее дыхание, делая спокойные, без всхлипывания, вдохи в легкие. Таким образом, характер вдоха в течение одного сеанса рыдающего дыхания последовательно изменяется: имитация – поверхностный – умеренный.
Наконец наступает момент, когда головной мозг «отключает» и умеренное рыдающее дыхание. Это сигнал прекращения потребности организма в рыдающем дыхании вообще: теперь следует перейти на обычное носовое дыхание».
Использование «рыдающего дыхания»
Автор методики рекомендует использовать «рыдающее дыхание» в течение дня произвольно, по мере возникновения необходимости или желания. Можно начать выполнение «рыдающего дыхания» в любой момент и также в любой момент прекратить его.
Как определить, что организму больше не требуется «рыдающее дыхание»? По изменению продолжительности выдоха: когда он становится коротким (0,5 секунды), надо немедленно прекратить «рыдающее дыхание» и перейти на обычное носовое дыхание.
Если возникает ощущение, что выдох делается с трудом, лучше прекратить «рыдающее дыхание». Основной принцип метода: «лучше недодышать, чем передышать».
По М. Ингерлейбу
Уже тысячи людей, используя открытие Юрия Георгиевича, победили следующие болезни: гипертонию, сахарный диабет, пародонтоз, кардиосклероз, бронхиальную астму, импотенцию, хронический ринит, грипп, тяжелое течение климакса, ожирение, язву желудка, холецистит, панкреатит. От «неизлечимого» сахарного диабета больные с помощью метода рыдающего дыхания излечиваются за 2-3 месяца.
Вот как описывает сам Юрий Вилунас момент озарения, когда он обнаружил первый и наиболее важный (с его точки зрения) механизм естественной регуляции – рыдающее дыхание.
«В тот знаменательный для меня день – 18 марта (1978 года) я проснулся с твердым намерением сделать свой обычный комплекс физических упражнений. […].
Однако я так и не смог выполнить первое упражнение. С большим трудом я поднял руки – казалось, они «налились свинцом», – с огромным трудом согнул их в локтях, а поднять вверх уже не было сил. Все это поразило меня настолько, что я в полном изнеможении опустился на стоящий рядом стул и почти зарыдал, хотя слез не было. Как каждый человек при плаче я стал дышать ртом: выдохи стали продолжительными и после небольшой паузы – короткий всхлип-вздох, затем, без паузы, снова выдох, пауза, всхлип и т. д. Такое дыхание продолжалось минуты две-три, после чего прекратилось, но я сразу почувствовал себя бодрее, как будто во все мышцы поступила живительная энергия.
Мгновенно связав это улучшение с каким-то новым, неизвестным мне до сих пор дыханием, я приступил к выполнению следующего упражнения с одной единственной целью: постараться снова вызвать это волшебное оздоровительное дыхание. […].
Когда весь комплекс утренней зарядки в сочетании с рыдающим дыханием был завершен, во всем организме произошли удивительные изменения: слабости как и ни бывало, появились бодрость, хорошее настроение и такая энергия, что захотелось бежать. И, несмотря на предупреждения врачей, я рискнул – вышел на улицу и побежал».
С этого момента Юрий Вилунас всерьез занялся разработкой целостного учения, которое он назвал естественной медициной. Четыре с половиной года ушли на создание методики «рыдающего дыхания», еще через три года была разработана методика импульсного самомассажа, а еще спустя пять лет автор сумел избавиться от бессонницы, восстановив полноценный ночной отдых.
На основании полученных результатов и своего опыта в течение этого времени он пришел к выводу, что только знание всех природных естественных механизмов саморегуляции и закономерностей их функционирования может поставить проблемы здоровья, молодости и долголетия на подлинно научную основу.
Принцип «рыдающего дыхания»
Люди издавна замечали, что слезы и рыдания приносят облегчение. «Поплачь, – говорят в народе, – слезы горе смоют». Обычно чувство облегчения связывают именно со слезами, что породило значительное количество гипотез о том, что деятельность слезных желез нормализует эмоциональный фон, и о содержащихся в слезах биологически активных веществах. На основании собственного опыта Ю. Вилунас пришел к заключению, что облегчение приносят не сами слезы, а тот своеобразный тип дыхания, который сопровождает плач. Такое дыхание появляется у всех людей во время плача и характеризуется следующим своеобразным дыхательным ритмом: короткий всхлип-вздох, затем продолжительный выдох, после которого следует короткая пауза в 1–2 секунды, а затем снова короткий всхлип, длительный выдох, пауза и т. д. Главное в рыдании – не слезы, а дыхание ртом: ротовой короткий поверхностный вдох-всхлип и продолжительный выдох, следующий практически без паузы (промежуток времени, необходимый для «переключения» мышц со вдоха на выдох, паузой не считается) и по продолжительности не менее чем вдвое превышающий вдох, а затем короткая (в 1–2 с) пауза перед следующим вдохом. И так далее…
На основании собственного опыта Ю. Вилунас пришел к заключению, что облегчение приносят не сами слезы, а тот своеобразный тип дыхания, который сопровождает плач. В этом и состоит главный принцип «рыдающего дыхания».
Кроме того, Ю. Вилунас считает, что «рыдающее дыхание» является более естественным, чем любая другая дыхательная гимнастика, – ведь любая методика применяется не постоянно, а время от времени, в считанные минуты в какое-то время дня. И только «рыдающее дыхание» в течение дня может использоваться неограниченное количество времени – при возникновении такой необходимости, когда вам подскажет ваше самочувствие.
Методика «рыдающего дыхания»
«Рыдающее дыхание» может быть сильным, умеренным и слабым. Освоение этого упражнения и его использование в повседневной практике автор методики рекомендует всегда начинать с сильного «рыдающего дыхания».
Сильное «рыдающее дыхание»
Вдох: короткий, в течение 0,5 с, со «всхлипыванием».
Выдох: следует сразу за окончанием вдоха без паузы, продолжительный, с «пропеванием» одного из трех звуков– «х-о-о-о», «ф-у-у-у» или «ф-ф-ф-ф».
По окончании выдоха следует пауза в 1–2 с и снова все повторяется – вдох, выдох, пауза и т. д.
Возможные ошибки при освоении «рыдающего дыхания» могут касаться вдоха, выдоха, «пропевания» звуков и паузы. Рассмотрим их поочередно.
Возможные ошибки вдоха. Техника вдоха: открыв рот, делаем легкий вдох на звук «ха», со всхлипыванием. Автор методики уточняет: «при этом должно быть четкое ощущение, что воздух остался во рту, а не пошел в горло и легкие».
При тренировке навыка «рыдающего дыхания» рекомендуется делать вдох в два приема:
• открыть рот,
• коротко произнести на вдохе звук «ха».
Наиболее частые ошибки:
1. Слишком глубокий вдох — в этом случае дополнительная «порция» кислорода еще больше нарушает правильное соотношение в крови углекислого газа и кислорода, – таким образом, еще меньше кислорода попадает в органы и мышцы. Вот почему никогда не следует начинать с глубокого вдоха;
2. «Подсасывание» воздуха при вдохе – после вдоха-всхлипывания следует беззвучный дополнительный вдох: в результате получается глубокий вдох, которого следует избегать;
3. Вдох при открытии рта (до вдоха-всхлипывания) – снова «в сумме» происходит ненужный глубокий вдох;
4. Неправильная техника вдоха — звук «ха» на вдохе надо произносить спокойно, без всхлипа. Если же, всхлипнув на вдохе, слишком тянуть звук «а», то вдох получится глубоким.
Возможные ошибки выдоха. Отсутствие паузы перед выдохом не означает, что выдох производится моментально после вдоха: необходимо какое-то время для смены направления движения дыхательной мускулатуры после вдоха – на выдох.
Выдох всегда должен быть плавным, непрерывным и продолжительным. Воздух выходит сам, легко и свободно, без всякого усилия. Выдох естественно продолжается до его полного прекращения.
Наиболее частые ошибки:
1. Насильственное прерывание выдоха – до его естественного завершения;
2. Резкий и сильный выдох – не надо выдыхать весь воздух из легких: выдох должен продолжаться до тех пор, пока он приятен. Продолжительность выдоха может быть до 10 с, оптимальная продолжительность – 2–3 с.
Возможные ошибки «пропевания» звуков. Выдох делается на любой из трех звуков: «х-о-о-о», «ф-у-у-у», «ф-ф-ф-ф». Причем звук «ф-ф-ф-ф» оказывает самое сильное воздействие на организм. По данным Ю. Вилунаса, при дыхании с применением данного звука артериальное давление за 4–5 мин может уменьшиться с 200 до 140–120 мм ртутного столба. Именно из-за сильного воздействия звук «ф-ф-ф-ф» не рекомендуется для людей, имеющих склеротические изменения в сосудах головного мозга: у них через 2–3 мин дыхания с таким выдохом может закружиться голова, появиться головная боль. В этом случае в первые 1–2 месяца тренировок следует ограничиться умеренным звуком «ф-у-у-у» и слабым звуком «х-о-о-о».
При звуке «ф-ф-ф-ф» между губами остается маленькая щелка, сквозь которую свободно продувается воздух. Правильный звук получается либо при положении губ в полоску, либо при положении губ «в трубочку».
Положение губ при произнесении звука «ф-ф-ф»
Положение губ при произнесении звука «ф-у-у-у»
Положение губ при произнесении звука «х-о-о-о»
Возможные ошибки:
1. Произнесение только звука «у-у-у» с потерей буквы «ф».
2. Выдох при звуке «ф-у-у-у» делается не губами, а горлом.
3. Продувание губами звука «ф-у-у-у». Дуть не надо: ощущение при выдохе должно быть таким, будто вы не выдуваете, а все время выпускаете теплый воздух.
Возможные ошибки паузы. После выдоха следует естественная пауза длительностью 1–2 с. В это время дыхание затаивается: не дышите ни носом, ни ртом. «Просчитать» паузу очень легко: «один бегемот» (1-я секунда), «два бегемота» (2-я секунда) и т. д. Смотреть на часы в этот момент не рекомендуется.
Тренировка «рыдающего дыхания» без паузы является ошибкой.
Умеренное «рыдающее дыхание»
Умеренное «рыдающее дыхание» имеет следующий ритмический рисунок:
• продолжительность вдоха – 1 секунда без всхлипывания, воздух свободно проходит в легкие (спокойный вдох ртом);
• выдох — на уже знакомые вам три звука («х-о-о-о», «ф-у-у-у», «ф-ф-ф-ф»), продолжительность выдоха как при сильном «рыдающем дыхании», и та же пауза после выдоха.
Переходить к умеренному «рыдающему дыханию» рекомендуется в следующих случаях:
• полностью закончилось сильное «рыдающее дыхание» (т. е. выдох на любой звук сократился до 0,5 с);
• сильное «рыдающее дыхание» продолжается, но появились неприятные ощущения при всхлипывании.
Умеренное «рыдающее дыхание» используется во всех положениях: лежа, сидя, стоя и при ходьбе.
Слабое «рыдающее дыхание»
Слабое «рыдающее дыхание» имеет следующий ритмический рисунок: вдох – 1 с, выдох – 1 с (или немного дольше), пауза– 1–2 с. При выдохе произносится звук «х-о-о-о». Вдох довольно слабый, без всхлипывания, воздух свободно проходит в легкие. Используется только в одном положении – сидя.
Ю. Вилунас отмечает, что «до тех пор, пока организм нуждается в оздоровлении, центральная нервная система будет «включать» в основном сильное и умеренное рыдающее дыхание, чтобы обеспечить необходимое питание всем органам и мышцам».
Освоение методики «рыдающего дыхания»
Первый день. Задача – освоение навыков «рыдающего дыхания». На этом этапе не надо дышать долго, достаточно 5–6 вдохов-выдохов.
Садимся за стол, перед собой ставим зеркало. Задача-минимум: запомнить положение губ при вдохе-имитации, а также при выдохе на все 3 звука. Запоминать надо не саму форму, а то ощущение, которое возникает, когда губы принимают необходимое положение. Сначала осваиваем выдохи на звук «х-о-о-о» – 5–6 дыхательных циклов.
Примерно через час повторяем дыхание со звуком «ф-у-у-у». Еще через час – на звук «ф-ф-ф-ф».
Повторяйте все три упражнения в течение дня – этого вполне достаточно для освоения методики дыхания на все три звука.
Второй день. Задача – использование навыков «рыдающего дыхания» в соответствии с потребностями организма.
Утром проверяем потребность организма в «рыдающем дыхании»: делаем в течение 1 с короткий вдох на звук «ха», а затем продолжительный выдох на любой звук. Если выдох длится 2–3 с, значит, у организма есть потребность в «рыдающем дыхании», и вы начинаете «дышать».
Ю. Вилунас рекомендует «дышать на любой звук, который вам приятен. Например, вы начали дышать на звук «х-о-о-о». Используйте этот звук на протяжении всего сеанса рыдающего дыхания, независимо от характера вдоха. Всегда начинайте с сильного рыдающего дыхания со вдохом-имитацией. Но как только продолжительность выдоха сократилась, переходите на поверхностный вдох. После прекращения сильного рыдающего дыхания с поверхностным вдохом переходите на умеренное рыдающее дыхание, делая спокойные, без всхлипывания, вдохи в легкие. Таким образом, характер вдоха в течение одного сеанса рыдающего дыхания последовательно изменяется: имитация – поверхностный – умеренный.
Наконец наступает момент, когда головной мозг «отключает» и умеренное рыдающее дыхание. Это сигнал прекращения потребности организма в рыдающем дыхании вообще: теперь следует перейти на обычное носовое дыхание».
Использование «рыдающего дыхания»
Автор методики рекомендует использовать «рыдающее дыхание» в течение дня произвольно, по мере возникновения необходимости или желания. Можно начать выполнение «рыдающего дыхания» в любой момент и также в любой момент прекратить его.
Как определить, что организму больше не требуется «рыдающее дыхание»? По изменению продолжительности выдоха: когда он становится коротким (0,5 секунды), надо немедленно прекратить «рыдающее дыхание» и перейти на обычное носовое дыхание.
Если возникает ощущение, что выдох делается с трудом, лучше прекратить «рыдающее дыхание». Основной принцип метода: «лучше недодышать, чем передышать».
По М. Ингерлейбу